Рассуждение - это мыслительная операция, в ходе которой на основе множества суждений делаются новые выводы. Люди прибегают к рассуждениям, когда им нужно что-то понять: вывести результат, создать доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и т. д.

Рациональное мышление, в отличие от бессвязных или эмоциональных потоков мыслей, состоит из умозаключений, то есть сложных ментальных конструкций. А рассуждения состоят из умозаключений, которые являются элементарными мыслительными операциями.

Суждения, на которых основываются умозаключения, называются «предпосылками». Суждение, полученное в результате сравнения предпосылок, называется выводом. Рассуждение - это мыслительная операция, которая выводит суждение из сравнения нескольких посылок» (Спилкин, с. 449). Чтобы рассуждение было истинным, оно должно основываться на правильных предпосылках и быть логичным само по себе. К сожалению, люди не знакомы с логикой и поэтому часто допускают логические ошибки в своих рассуждениях и приходят к неверным выводам.

Ребенок перешел в другую школу, и его оценки улучшились - следовательно, новая школа, безусловно, лучше предыдущей. Правильное рассуждение. Не очевидно. Возможно, в новой школе меньше требований.

О фактах можно судить либо путем прямого наблюдения, либо косвенно, путем умозаключений. Ценность рассуждения в процессе познания заключается в том, что с его помощью можно получать новые знания, не обращаясь к непосредственному опыту.

Способность рассуждать с помощью умозаключений формируется не сразу. Маленькие дети не готовы к рассуждениям, как и народы, не обладающие достаточной культурой рассуждения: в 30-е годы советский психолог А.Р. Лурия писал о результатах своих исследований мышления жителей Средней Азии, что многие из них мыслят только конкретно и отказываются рассуждать обобщенно-абстрактно Она заявляет. Ситуация похожа на ситуацию с Пиноккио:

- Пиноккио, у тебя есть три яблока. Одно яблоко ты отдал клоуну.
- Три. Потому что клоунам яблоки не дают.

Есть два способа рассуждения: индукция(Индукция (наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. В преобладании индуктивного мышления восточные народы отличаются от европейских, разрабатывавших прежде всего дедуктивное умозаключение.) и дедукция(Дедукция - метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы , имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Противоположно индукции .. )Если я долгое время путешествовал и видел только белых лебедей, то из этих конкретных случаев я могу сделать общий вывод, что все лебеди белые. Это и есть индукция, восхождение от частного к общему.

Лебеди могут быть как черными, так и белыми.

Дедукция, с другой стороны, - это вывод от общего к частному. Примером умелого применения дедукции является Шерлок Холмс. К сожалению, не все из нас Шерлоки Холмсы. Если мама всегда кормит меня завтраком, то она накормит меня и сегодня» - пример дедукции, но не очень убедительный.

Существует две науки о дедукции: логика и психология. Логика учит, какие умозаключения верны, а какие - нет. Психология изучает нечто другое. Она изучает, как дети учатся манипулировать рассуждениями и как у них развивается логическое мышление.

В простейшей форме предпосылки для такого мышления начинают формироваться уже у детей дошкольного возраста. Восприятие, наблюдение и игровые процессы ставят перед ребенком задачи осознать их, понять последствия своих действий и понять причинно-следственные связи между явлениями. Однако, как правило, рассуждения детей дошкольного возраста очень неполны и часто ошибочны. Это связано с тем, что характерной особенностью детского мышления является ориентация на признаки, которые доминируют в их восприятии и маскируют реальную основу событий.

Например, о том, плавает или тонет предмет, дети судят по его размеру.

В процессе решения различных задач дети учатся использовать как полные развернутые рассуждения, так и сокращенные, которые функционально эквивалентны полным рассуждениям. Исследования показывают, что положения, оправдывающие определенные операции, действительно подразумеваются, но обычно опускаются. Ранние этапы обучения характеризуются более развернутыми рассуждениями. Замена расширенных рассуждений на сокращенные свидетельствует о более высоком уровне активности, но преждевременный переход к сокращенным рассуждениям может привести к ошибочным решениям из-за утраченных предположений.
Made on
Tilda